Выбираем вид ЧПУ (человекопонятные урлы URL) для сайта

Выбираем вид ЧПУ (человекопонятные урлы URL) для сайта

человекопонятные урлы

Как мы знаем, в SEO не бывает мелочей и сегодня речь как раз пойдет о такой, казалось бы мелочи, как ЧПУ сайта.

Сначала небольшое введение и небольшая историческая справка, уверен это будет всем интересно.

Сокращение ЧПУ расшифровывается как «Человеко-понятный УРЛ», то есть URL документа сайта (страницы) выглядящий так, чтобы интуитивно было понятно, что мы можем увидеть на данной странице, следовательно такой URL не должен содержать специальных символов, а должен быть составлен из определенной структуры слов.

Заодно упомяну и о URL сайта. URL расшифровывается как Uniform Resource Locator — единый указатель ресурсов. URL был изобретен в 1990 году Тимом Бернерсом-Ли и изначально преназначался для обозначения мест расположения ресурса в интернете (Вики), а сейчас уже плотно вошел в жизнь интернета и применяется для обозначения адресов всех ресурсов.

Классический метод отображения URL страницы сайта обычно работает так — после адреса сайта (http://site.ru/) отображается адрес исполняемого файла, например example.php после .php ставиться вопросительный знак и затем уже отображается URL в котором указываются параметры выводимой страницы, например:

  • /articles.php?tag=summer&action=list — просмотр списка статей с меткой summer (лето).
  • /news.php?topic=4&year=2003&month=10&sort=1 — отсортированные новости по теме 4 за октябрь 2003.
  • /catalogue.php?sect=11&kind=6&manuf=63 — товары производителя 63 типа 6 в отделе 11.

(пример с вики)
Но естественно это было неудобно для посетителей сайтов и даже если цифры обозначающие параметры будут понятны, то в некоторых случаях больших запросов для вывода, такие URL могут получаться очень длинными и просто не будут помещаться в видимую часть адресной строки.

В итоге для удобства пользователей была придумана концепция ЧПУ для сайта, которая предполагала, вместо длинных и непонятных URL, использовать лаконичные и понятные адреса. Выглядит это примерно так:

  • /novosti/politika/ — общая категория новости, подкатегория политика
  • /novosti/internet/2010/06/ — новости категории интернет, за июнь 2010 года

и так далее.

В итоге такие URL страниц сайта становятся интуитивно понятными, а кроме этого посетитель получает ряд преимуществ работы с такой структурой ЧПУ, перед обычными URL, которые организованы без ЧПУ.

Самые главные преимущества пользователя — это возможноть перехода на уровень выше, за счет простого стирания части пути, а также он получает возможность самому вводить в строке адреса нужные слова и попадать на соответствующие страницы.

Единственный небольшой минус организации такой структуры это увеличение затрат ресурсов сервера на обработку таких ЧПУ.

Также, когда мы говорим о ЧПУ подразумеваются и конечные адреса страниц сайта. То есть если мы читаем определенную статью на сайте, то в URL мы должны видеть либо сокращенное название этой статьи на латинице, либо полное название статьи (если оно не большое и вмещается в строку браузера). Выглядит это примерно так:

http://cyber-promo.ru/chelovekoponyatnye_url.html

Сразу при взгляде на строку браузера становиться примерно понятным о чем идет речь в статье.

Итак, я описал общие понятия о ЧПУ и URL сайта. Теперь к более практическим вещам.

ЧПУ в WordPress

Хочется затронуть именно эту тему, так как всю свою сознательную жизнь я работаю с WordPress и продвигаю сайты и блоги на нем. Хотя, когда поисковик смотрит и сравнивает страницы с практически одинаковым содержимым и думает какую отранжировать выше, вряд ли он смотрит на движек, скорее он смотрит на то, что отображается в строке URL сайта и если там будет ЧПУ, то несомненно маленький плюс это может дать.

Я считаю, что кроме самого человекопонятного урла, на конце страницы должно стоять «.html» — ведь это именно страница, естественно там где каталоги и прочие теги, такого быть не должно.

Если вы только, что устанавливаете WordPress и начинаете его настройку, то вам будет легче всего сделать правильные ЧПУ. Для этого, в первую очередь нужно установить и активировать плагин «RusToLat», который обычно уже идет с дистрибутивом WordPress. Он будет приобразовать русские буквы в латинские. После этого в админке смотрим категорию настройки и видим там пункт — Постоянные ссылки (ЧПУ). В этом меню можно настроить отображение ЧПУ блога.

Настроить мы можем вывод ваших записей, а также базисы рубрик (категорий) и меток (тегов). Что касается меток и категорий, то тут достаточно использовать по умолчанию, выглядит это так:

http://cyber-promo.ru/archives/category/ssylki — категория ссылки
http://cyber-promo.ru/archives/category/seo — категория seo

http://cyber-promo.ru/archives/tag/novosti — тег новости
http://cyber-promo.ru/archives/tag/wordpress — тег wordpress

Теперь более детально о ЧПУ записей блога.

В общих настройках существует выбор различного вывода URL станиц сайта.

  • По умолчанию — http://cyber-promo.ru/?p=123
  • День и название — http://cyber-promo.ru/2010/06/17/sample-post/
  • Месяц и название — http://cyber-promo.ru/2010/06/sample-post/
  • Числовой — http://cyber-promo.ru/archives/123

Все эти типы нам не подходят, так как первый и четвертый тип выводит числа, по которым никто не догадается о сути статьи, а во втором и третьем используются даты, которым свойственно устаревать и так через год или два, когда вашу запись будут находить в поиске, будут смотреть на URL и скорее всего пропускать такое старье, ведь люди постоянно ищут актуальную информацию.

Мы будем прописывать настройки вручную, в поле «произвольная структура».

Тут, на мой взгляд, существует два адекватных варианта:

  • /%category%/%postname%.html
  • /%postname%.html

При первом исполнении будет выводиться категория в которой расположена запись и имя самой записи, а во втором случае просто имя записи.

На этом можно было бы закончить и радоваться жизни с правильно организованной структурой ЧПУ, если бы не один омрачающий факт. А что если раньше использовалась структура вида http://cyber-promo.ru/archives/123, а теперь хочется перейти на грамотное ЧПУ?

Как раз в моем случае я сталкнулся именно с таким вопросом и все пока не так просто как казалось.

Если мы просто пойдем в админку WordPress и переставим галочку на произвольную структуру и введем как нам хочется, то безусловно, все URL новых статей будут отображаться правильно. А вот как быть со старыми статьями, в которых по адресам прежнего вида уже не будет статей, пока не совсем ясно.

Теорически, чтобы решить вопрос, нам нужно, чтобы с каждой страницы старого вида встал 301 редирект на страницу с ЧПУ. Благодаря этому у поисковика не возникнет вопросов, а также все ссылки, которые были поставлены на эти страницы продолжат учитываться.

Для этого есть специальный плагин Advanced Permalinks, который позволяет это делать. Скачать его можно тут. Я сейчас как раз подошел к решению этого вопроса и в следующих постах опишу порядок переезда со старой структуры URL на новую.

А пока, желаю вам сразу правильно настраивать настраивать структуру ЧПУ на свежем блоге, чтобы не возникало лишних проблем.

Игорь (Luckyboy)

(Оригинал картинки: http://tinyurl.com/27pvwor)

Comments (13)

  • Egor_V

    Единственный минус в изменении существующей структуры — это то что яндекс перестал учитывать 301 редирект и передавать вес акцептору.

    17 июня 2010 at 15:23
  • Luckyboy

    Интересная информация, особенно если сможете ответить на пару вопросов.

    1. Как давно Яндекс перестал учитывать передаваемый вес? Ведь судя по ответу Платона одному из блоггеров, цитирую ответ — «После установки 301 редиректа старые страницы будут удалены из поиска, и проиндексируются новые страницы, на которые происходит перенаправление. Значение тИЦ будет обновлено при очередном перерасчете. Позиции страниц в поиске также должны будут восстановиться со временем.» То есть вес все же передается. Пост человека датирован 24.04.2010, относительно недавно, вот оригинал — http://seowords.org/seo/peredacha-vesa-po-301-redirektu-2.html

    Ну и второй вопрос.

    2. На основе каких данных сделаны выводы?

    Мне сейчас важна любая информация по этому вопросу, так как нужно решить, переезжать или нет на новые URL.

    17 июня 2010 at 16:53
  • Антон

    лучше не переезжайте. Ведь потеряется большинство внешних ссылок.

    18 июня 2010 at 23:12
  • roman

    Я на одном из своих проектов сейчас тестирую ЧПУ с кирилицей, пока что не совсем понятно — гугл учитывает, но насколько даёт преимущества пока не понятно, с яндексом ещё глуше — мало страниц пока проиндексировано, чтобы делать какие-то выводы.

    19 июня 2010 at 5:51
  • Luckyboy

    Антон — я посмотрел, их на самом деле у меня не так много.

    roman — спасибо за информацию. Я сейчас как раз собираю все за и против. Пока сам до конца не решил, — а стоит ли переезжать на новые URL.

    Как минимум это повлечет за собой падение трафика, а как максимум много прволочек с переиндексацией.

    19 июня 2010 at 11:49
  • Antipretorius

    Насчет проволочек с переиндексацией. Я установил модуль ЧПУ на сайт на joomla (с корявыми родными URL) через год работы сайта. Провал трафика был где-то 2 недели. За это время сайт переиндексировался более правильно, т.к. джумла допускает многовариантность УРЛ (одна страница — бесконечное множество УРЛ). В результате индексация в Google улучшилась значительно, Яндекс — без видимых изменений, Рамблер — значительные улучшения, BING — переиндексировал 4 месяца.

    22 июня 2010 at 7:32
  • win

    >>2. На основе каких данных сделаны выводы?

    полагаю, devaka.ru/articles/when-links-working

    15 октября 2010 at 0:49
  • Кирилл

    Я так понял, что лучше использовать транслитерацию для поисковиков, нежели писать название ссылки по-английски, я прав?

    2 июня 2011 at 16:11
    • Luckyboy

      Совершенно верно.

      4 июня 2011 at 11:11
  • Skz

    По поводу индексации. Индексируется Гуглом и Яндексом, даже если не сделать редиректа. На трех крупных сайтах был переезд со старых урлов и самописных URL на WordPress — и в общем через месяца три сайты уже имели весь набор поисков и полное отсутствие старых страниц в индексе. Хотя конечно правильней делать это через 301 и сейчас я все делаю через 301. Сложности возникают тогда, когда меняется мотор сайта — приходится ставить особую программу, которая помнит все старые УРЛы и перенаправляет на новые. БД хранится в SQLLite.

    По поводу человекопонятных. Не все структуры человекопонятных УРЛов в WordPress работают одинаково эффективно. Если вы используйте глухой %postname% возможны очень длинные поиски PostID. Представьте себе, если у Вас на сайте куча страниц «курсы валют на {число}». WP (точнее SQL) должен отсортировать все шаг за шагом, пока не дойдет до единственного отличие — того самого {число}. Эффективней начинать ЧПУ с Post_ID и продолжать его postname. Или вводить в него дату. Тогда бинарное дерево сортировки, которое используется для сортировки в MySQL будет работать моментально. Мой скромный совет — используйте приблизительно такой URL-шаблон. Он ясен, понятен, SEO-фройндлихь и зер гут работает, сколько бы тысяч записей у Вас не было:

    /novosti/%category%/%post_id%-%postname%.html

    или (несколько хуже, но тоже работает)

    /novosti/%category%/%postname%-no%post_id%.html

    Понятно, что вместо /novosti/ лучше написать основную тему вашего сайта — /tovary/ или /obzori/ или еще что-то такое.

    Внутренний механизм сразу распознает в таком урле УРЛ поста, а не мыкается, пытаясь отличить его от архива категорий, тега, даты. В результате — все хорошо работает, чего и всем желаю.

    16 апреля 2012 at 23:44
    • Skz

      И да, последнее. Весь это героизм (субъективно) ни на что не влияет. Особого СЕО-эффекта не будет. Если были хорошие поиски — останутся хорошими, были плохие — будут такими же.

      16 апреля 2012 at 23:49
  • Юрий

    да ерунда все это с этими УРЛами! Хоть ставь человекоподобные хоть нет, у меня было и то и другое эффект тот же!

    18 июля 2014 at 16:11
  • Светлана

    Пожалуйста, подскажите, как сделать на моем сайте красивые УРЛы для рубрик и подрубрик. Посты выглядят нормально, а рубрики нет.

    7 мая 2015 at 20:25

Comments are closed.